Рейтинг производителей фортепиано по качеству тембра. Лучшая тридцатка.

Внимание непосвящённых и начинающих!


Не всегда один и тот же бренд (название пианино) звучит одинаково хорошо. Звук может различаться даже у инструментов, выпущенных на одной, определённой фабрике в течении одной недели и даже дня. Более стабильно качество звука выдерживается в 1 классе. Надо обязательно слушать настроенное пианино, чтобы определить его голос, даже Бехштейн. К примеру через наши реставрационные руки прошло несколько инструментов этого высокого класса и все Бехштейны звучали по разному. Не сказать плохо, по разному.
Во 2-ом же и 3-ем сегменте, тембр может не просто меняться, а прыгать от "вот этот хороший", до "лучше такое не покупать". Другими словами, если вы видите что качество звука у Петрова 8 баллов, не факт, что все они звучат на восьмёрку. Бывает и тройка, как у советских пианино.

Покупая с рук расстроенное фортепиано, вы не сможете определить тембр. Вы надеетесь и лелеете мечту что всех перехитрили, купив задёшево пианино на доске объявлений, думаете что настройщик всё сделает за пятёрку (5 тыс. р.) - у вас будет пианино за недорого и хороший звук. Это не так. Настройщик может и настроит его (если ещё сможет, т. к. в Москве среди примерно 200 настройщиков встречаются очень разные люди). Но остальные работы: дека, колки, корпус он делать не будет, надо бежать к следующему клиенту. Или будет делать, но по рыночной цене (если умеет). Замена колков 40 - 70 тысяч рублей - срок 1 неделя, ремонт деки 10 - 30 тысяч рублей - срок 1 - 2 дня, интонировка 2 - 15 тысяч р. - срок от одного дня до недели, скрип педали 1 - 5 тысяч р. - срок пара часов и т. д.
Теперь о тембре. Настройщик - это технический работник и не сможет изменить тембр пианино. Как врач не может изменить голос человека, так и настройщик или реставратор не может сделать лучше тембр. Голос даётся человеку от рождения, также как и звук пианино или рояля создаётся при производстве и изменить его невозможно. Кроме того, важна сила нажатия клавиш, которую можно почувствовать только после правильной регулировки.
Другими словами, вас может ждать разочарование после того, как настроится пианино. Или басы рыхлые, или верх стеклянный, или середина какая то мутная, или клавиши лёгкие, а вам хотелось бы потяжелее... Зато сэкономили. Ещё раз повторим, выбирать инструмент желательно готовым и настроенным. Вам на нём играть возможно годами.

ЗаметкаЗаметьте, это рейтинг исправных, правильно отремонтированных пианино и роялей. Если в инструменте рипки, дека, штег отклеены или... много чего ещё - и Стейнвей с Блютнером скатятся в рейтинге до уровня совкового пианино и будет звучать на тройку.

Рейтинг качества звука различных производителей (обновлено в 2019 г.)
Стейнвей, США
10
Бехштейн, Германия
10
А. Фёстер, Германия
10
Блютнер, Германия
9
Гротриан Стейнвег, Германия
10
Зайлер, Германия
9
Петров, Чехия до 2000х г
7.5
Петров с 2000 г, пр-во Китай
7
Рёслер, Чехия
7.5
Шольце, Чехия
8
Вайнбах, Чехия
8
Ибах, Германия
8
Галиция, Польша
9
Польские пианино ⚹
8
Циммерман довоенный
9
Циммерман после войны, ГДР
7
Ямаха
8
Фюрих, Германия
7
Найт, Англия
8,5
Геер
5
Фукс-Мор довоенный
8
Фукс-Мор послевоенный, ГДР
6
Рёнишь довоенный
7
Рёнишь послевоенный, ГДР
5
СССР ⚹
3
Цифровое пианино ⚹
1
Цифровое пиан Кассио
0,3
Галиция ⚹ - Эта марка польского пианино звучит порой очень хорошо. Поспорит с Бехштейном.
Польские пианино ⚹ - усреднённое звучание всех фабрик, Галиция, Шпоннагель, Экке.
СССР ⚹ - усреднённое звучание всех фабрик, таких как Лирика, Красный Октябрь, Ноктюрн, Рига, Беларусь, Аккорд и т. д.
Цифровое пианино ⚹ - усреднённое звучание нескольких фабрик, Ямаха, Роланд, кроме Кассио. Кассио отдельной строкой. Цифровые пианино в принципе не имеют звука, он мёртвый, он всегда один и тот же, как фотография вашего умершего родственника, не имеет многообразия и нюансов (вы же не завтракаете и не обсуждаете как прошёл день с фотографией?). Цифровой звук - это запись нескольких сэмплов в памяти и размножение их программным способом. Воспроизведение такого семпла тоже имеет массу технических проблем, от цифро-аналоговых преорбразователей до конечной акустики, с их неравномерностью АЧХ (амплитудно частотной характеристикой). Поэтому звук кажется таким странным и мёртвым. Динамический диапазон ограничен записанными слоями громкости от 3 до 30 максимум, а громкость внутри одного слоя к другому достигается простым увеличением громкости, что мозг человека определяет как халтуру.
Для сравнения, в живых инструментах кол-во слоёв громкости, сила нажатия не ограничены. Будем считать что там миллиард слоёв. До сих пор не существует цифровых гитар, цифровых труб и кларнетов, цифровых саксофонов и скрипок. Они есть на компьютерах в виде сэмплов, но вы не сможете на клавиатуре сыграть произведение лучше, чем музыкант на живом инструменте. Не сможете передать характер и настроение, будет мёртвый клон произведения. Эти инструменты чувствительны к пальцам и мыслям музыканта. Процессоры нового поколения в цифровых пианино, сэмплы роялей Стейнвея, Фациоли и Бехштейна - рекламный ход для простаков и для поддержания электронной промышленности. См. нашу аналитическую статью на тему качества звука цифрового пианино читать статью
Мы постарались из всего многообразия услышанного нами за много лет работы составить рейтинг звучания различных производителей. Речь не о механике, упругости, отдачи, громкости..., а именно о тембре звука.

Среднее значение из нескольких десятков инструментов. Конечно среди одной модели бывает звук лучше, бывает хуже, но в целом фабрики пианино придерживаются своего почерка на протяжении десятков лет.

Как мы говорим о звуке?
  • Красивый
  • Объёмный
  • Рояльный
  • Яркий
  • Отличный
  • Впервые такой слышу
  • Глуховатый
  • Плоский
  • Резкий
  • Мыльный
  • Ужасный
  • Стеклянный
  • Как из бочки
  • ...

Тембр формируется при производстве и не меняется со временем. Он может ухудшаться в результате треснувшей деки, но обертоны, сам тембр не меняется, как голос человека.

Как выбрать пианино или рояль?

Если у вас нет многолетнего опыта игры на инструментах или настройки,если вы не учились в учебных муз. заведениях и не имели возможности сравнивать, этот рейтинг поможет вам.

На тембр не влияет:

  • Год выпуска
  • Цвет
  • Тип краски: глянец или матовый
  • Отделка, а именно шпон или краска
  • Панели инструмента и из чего сделано: доска или ДСП
  • Западающие клавиши

На тембр влияет:

  • Конструкция в целом, проще говоря имя бренда
  • Дека
  • Большие трещины в деке
  • Рипки, точнее их расклейка (это рейки на деке с задней стороны)
  • Расклейка деки с корпусом
  • Расклейка штегов с декой (бруски на которых лежат струны, если смотреть внизу, где педали
  • Длина струн. Проще говоря - высокое пианино, среднее или небольшое. То же самое относится к роялям: концертный большой, салонный средний и кабинетный малогабаритный
  • Качество молоточков. Влияет не так сильно, больше относится к ровности звучания и правильности формирования звука
  • Открыта или закрыта крышка
  • Модератор или глушитель звука (в пианино). Использовать не рекомендуется, т. к. портит звук и постановку рук, нарушает ощущения в механике при игре

Выбор нужно делать на настроенном инструменте, т. к. в чётко настроенном фортепиано оно звучит так, как задумывал производитель. Это физика процесса. Попробую объяснить простым языком. Дело в том, что при игре вы извлекаете интервалы и аккорды, между которыми возникают биения частот, вибрации (это совсем не то, что мы получаем от одного звука, имеющего чистый тон). Биения частот и при этом возникающие множество дополнительных вибраций возбуждают деку, которая в свою очередь даёт букет дополнительных обертонов, что в конечном итоге мы называем тембром. Образно выражаясь, этот букет у разных производителей пахнет по разному, у кого-то нежно и певуче Бехштейн, Галиция..., у кого-то агрессивно и звонко Аугуст Фёстер, Ямаха... у кого-то не очень, пианино из совка или Китая...
На расстроенном инструменте примерно определить тембр может только настройщик с большим опытом работы. Рядовой покупатель, приобретающий расстроенный инструмент с рук покупает кота в мешке, уповая на настройщика, который должен настроить пианино или рояль и оно должно зазвучать. Настроено будет, но зазвучит ли как вы ожидаете? Нередко тот же раскрученный "Петров" звучит не всегда на высоте, даже если одна и та же модель, выпущенная на одной линии. Закончилась одна партия музыкальной ели, из которой делают деку, подвезли свежую партию клея... Или так: пришла другая смена работников, пришёл стажёр, или разместили производство в Китае, выпили на работе водки, накосячили (про водку это в России и про советские пианино..., про низкие зарплаты и пофигизм - про Китай) - звук получился другой. Хотя это исправное, выпущенное под техническим контролем, пианино или рояль.

Продолжение следует...

Поделитесь в соц. сетях с тем, кому интересна эта информация

Twitter Ютьюб В контакте