Рейтинг производителей фортепиано по качеству тембра. Лучшая тридцатка.

Внимание начинающих!


Не всегда один и тот же бренд (название пианино) звучит одинаково хорошо. Звук может различаться даже у инструментов, выпущенных на одной, определённой фабрике в течении одной недели и даже дня. Более стабильно качество звука выдерживается в 1 классе. Поэтому надо обязательно слушать настроенное в камертон пианино, чтобы определить его голос, даже Бехштейн. К примеру через наши реставрационные руки прошло несколько инструментов этого высокого класса и все Бехштейны звучали по разному.
Во 2-ом же и 3-ем сегменте, тембр может не просто меняться, а прыгать от "вот этот хороший", до "лучше такое не покупать". Другими словами, если вы видите что качество звука у Петрова 7 баллов из 10, не факт что все они звучат на семёрку. Бывает и тройка, как у советских пианино. Один из серьёзных недостатков Петрова - часто встречающийся сиплый, тонкий звук во 2, 3 ей октаве. Он вроде и звучит, но когда сравниваешь с рядом стоящим другого бренда, понимаешь разницу. А 2 и 3 октава оказывает огромное влияние на восприятие тембра инструмента при игре. Да и 90% музыкантов используют диапазон от контроктавы до 3 октавы (4 октаву и субконтроктаву используют музыканты высокого уровня, и до этого диапазона обычный музыкант может никогда не дойти). Диапазон пианино
Кстати поэтому часто можно встретить пианино и даже рояли с 85 клавишами, а не с 88, диапазон который считается полным. Производитель прав - далеко не все музыканты осваивают его. 99% произведений можно играть на 85 клавишах. Мы бы больше сказали, если бы производители выпускали модели с 70 клавишами, на них можно было играть 90% произведений, а такая малогабаритная модель пианино пользовалась бы огромной популярностью из-за малых размеров в малогабаритных квартирах.

Покупая с рук расстроенное фортепиано, вы не сможете определить тембр. Вы надеетесь что сэкономили, купив задёшево пианино на доске объявлений, думаете что настройщик всё сделает за 5 - 15 тыс. р. - у вас будет пианино за недорого и хороший звук. Тут есть риск. Настройщик может и настроит его (если ещё сможет, т. к. в Москве среди примерно 200 настройщиков встречаются очень разные люди). Но остальные работы: дека, колки, корпус он делать не будет, надо идти к следующему клиенту. Или будет делать, но по рыночной цене. Замена колков 50 - 90 тысяч рублей - срок 1 неделя, ремонт деки 10 - 30 тысяч рублей - срок 1 - 2 дня, интонировка 2 - 15 тысяч р. - срок от одного дня до недели, скрип педали 1 - 5 тысяч р. - 1 час и т. д.
Ещё о тембре. Настройщик - это технический работник и не сможет изменить тембр пианино. Как врач не может изменить голос человека, так и настройщик или реставратор не может сделать лучше тембр. Голос даётся человеку от рождения, так же как и звук пианино или рояля создаётся при производстве и изменить его невозможно.

Итак, тут обобщённый рейтинг инструментов на основе наших впечатлений, других реставраторов, музыкантов (как начинающих, так и профи) и наших клиентов.

Если у вас нет многолетнего опыта игры на инструментах, если вы не учились в учебных муз. заведениях и не имели возможности сравнивать, этот рейтинг поможет вам.

ЗаметкаРейтинг настроенных (нота ля 440 герц) пианино и роялей.

Рейтинг качества звука различных производителей (обновлено в 2023 г.)
Стейнвей, США
10
Бехштейн, Германия
10
А. Фёстер, Германия
10
Блютнер, Германия
9
Гротриан Стейнвег, Германия
10
Фюрих, Германия
10
Зайлер, Германия
9
Петров, Чехия до 2000х г
7.0
Петров с 2000 г, пр-во Китай ⚹
6.0
Рёслер, Чехия
8
Шольце, Чехия
7.0
Вайнбах, Чехия
8.0
Ибах, Германия
9
Галиция, Польша
9.0
Польские пианино ⚹
8
Циммерман до 1949 г
9
Циммерман после экспроприации фабрики ГДР в 50х годах
7.0
Гаву (Gaveau), Франция
9,5
Ямаха
8
Найт, Англия
8,5
Геер
5
Гербштадт ГДР
6,5
Фукс-Мор довоенный
8
Фукс-Мор послевоенный, ГДР
6
Рёнишь довоенный
7
Рёнишь послевоенный, ГДР
5
СССР ⚹
3
Цифровое пианино ⚹
1
Цифровое пиан Касио
0,3
Петров ⚹ - Мы так много уделяем внимание посредственному Петрову, потому что его постоянно рекламируют советские педагоги, которые в своей жизни видели только 2 пианино: Лирику и Петров. Петров им показался лучше. Как было сказано выше, часто имеют плоский, пластмассовый оттенок в звуке, особенно во 2 - 4 октаве. Интересно, что мы ни разу не встречали пианистов из консерваторий, которые играют на пианино или роялях Петров.
Галиция ⚹ - Эта марка польского пианино звучит порой очень хорошо. Поспорит с Бехштейном.
Польские пианино ⚹ - усреднённое звучание всех фабрик, Галиция, Шпоннагель, Экке. Могут иметь разброс от 7 до 9 баллов. Недооценённые инструменты в смысле звука.
СССР ⚹ - усреднённое звучание всех фабрик, таких как Лирика, Красный Октябрь, Ноктюрн, Рига, Беларусь, Аккорд и т. д. выпуска 50х - 95х годов. В 95 они все обанкротились. Часто имеют неровный звук по всему диапазону. Мутный верх и простенькие басы (советская сталь в струнах...). Не говоря уже о системе звукоизвлечения (дека, рипки, штеги...). По новым, сделанных в 2000хх - "Моцарт", "Победа", "Глинка"... стоимостью 650 тыс. также вопрос спорный. Их покупают в основном муз. школы на бюджетные деньги. Т. е. бюджет их произвёл, бюдет их и купил, с наших налогов. Частные лица их не покупают. С нас только вычитают деньги, чтобы эта имитация производства работала. Кстати поэтому Советские и Российские пианино называют неопределённо: Лирика, Ноктюрн, Глинка... Нет такого мастера Глинка. Глинка это сами знаете кто. А вот Бехштейн, Циммерманн, Рёнишь, Экке... есть.
Местные пианино это как у Райкина: кто сшил костюм? Мы!
Цифровое пианино ⚹ - усреднённое звучание нескольких фабрик, Ямаха, Роланд, кроме Кассио. Кассио отдельной строкой. Цифровые пианино в принципе не имеют звука, он мёртвый, он всегда один и тот же, как фотография букета цветов, не имеет запахов, объёма и временных изменений (вы же не дарите женщине фотографию цветов?). Цифровой звук - это запись нескольких сэмплов в памяти и размножение их программным способом. Поэтому звук кажется таким странным и мёртвым. Динамический диапазон ограничен записанными слоями громкости от 3 до 30 максимум, а громкость внутри одного слоя к другому достигается простым увеличением громкости, что мозг человека определяет как халтуру.
Для сравнения, в живых инструментах кол-во слоёв громкости, сила нажатия не ограничены. До сих пор не существует цифровых гитар, цифровых труб и кларнетов, цифровых саксофонов и скрипок. Они есть на компьютерах в виде сэмплов, но вы не сможете на клавиатуре сыграть произведение лучше, чем музыкант на живом инструменте. Не сможете передать характер и настроение, будет мёртвый клон произведения. Эти инструменты чувствительны к пальцам и мыслям музыканта. Процессоры нового поколения в цифровых пианино, сэмплы роялей Стейнвея, Фазиолли и Бехштейна - рекламный ход для обывателей. См. нашу аналитическую статью на тему качества звука цифрового пианино
Электронное или механическое?

Среднее значение из нескольких десятков инструментов. Конечно среди одной модели бывает звук лучше, бывает хуже, но в целом фабрики пианино придерживаются своего почерка на протяжении десятков лет.

Тембр формируется при производстве и не меняется со временем. Он может ухудшаться в результате треснувшей деки, но обертоны, сам тембр не меняется, как голос человека.

Что влияет на тембр инструмента?

На тембр не влияет:

  • Год выпуска
  • Цвет
  • Тип краски: глянец или матовый, цвет
  • Панели инструмента, из чего сделано: доска или ДСП
  • Западающие клавиши
  • Ржавчина на струнах

На тембр влияет:

  • Конструкция в целом, проще говоря имя бренда
  • Дека
  • Большие трещины в деке
  • Рипки, их расклейка (это рейки на деке с задней стороны)
  • Расклейка деки с корпусом
  • Расклейка штегов с декой (бруски на которых лежат струны, если смотреть внизу, где педали)
  • Длина струн. Например рояли: концертный большой (2.7 метра), салонный (2 метра) средний (1.7 метра) и кабинетный малогабаритный (1.4 метра). Чем длиннее струны, тем объёмнее, многообразнее звук. Ну и цена объёмнее.
  • Качество молоточков. Влияет не так сильно, процентов 10. Больше относится к ровности звучания всей клавиатуры.
  • Открыта или закрыта крышка
  • Модератор или глушитель звука (в пианино). Использовать не рекомендуется, т. к. портит звук, делает его глухим и постановку рук, нарушает ощущения в механике при игре

Выбор нужно делать на настроенном инструменте, т. к. в чётко настроенном фортепиано оно звучит так как задумывал производитель. Это физика процесса. При игре вы извлекаете интервалы и аккорды, между которыми возникают биения частот, вибрации это совсем не то, что мы получаем от нажимания одного звука, имеющего чистый тон. Биения частот возбуждают деку, которая в свою очередь даёт букет дополнительных обертонов, что в конечном итоге мы называем тембром. Образно выражаясь, этот букет у разных производителей пахнет по разному, у кого-то нежно и певуче Бехштейн, Галиция..., у кого-то агрессивно и звонко Аугуст Фёстер, Ямаха... у кого-то мутно и неразборчиво...